Пользователь
Поиск
|
Легенды о смерти рабби Рафаэля
Пятый вариант изложен в примечаниях к статье Леймана. Это версия Й.Л. Маймона, опубликованная в 1944 году, в основном та же, что и варианты 1 и 3, но там приведены новые детали окончания. Р. Рафаэль кричал со страшной болью из-за своей дилеммы. Его сердце было разбито, его хватил удар, и душа Р. Рафаэля отошла в непорочности. На следующий день, когда обвиняемый еврей в суде услышал о смерти Ребе, он признал свою вину. Рабби Исраэль из Ружина позже сказал: Я отношу к обоим, Р.Рафаэлю и Р. Моше-Цви, отрывок из стиха «Притчи Царя Соломона» [12:21]: «Не приключится праведнику никакого зла…». Любопытно, что мы знаем из намогильного камня Р. Рафаэля то, что он умер в воскресенье, а не в Шабес. Но это небольшое расхождение. Хотя он назван «бершадским» («бершадер»), Имрей Пинхас Га-Шолем, утверждает, что Рабби Рафаэль из-за немощи последние дни своей жизни прожил в доме своего внука в Тараще. Здесь ему были предоставлены лучшие условия жизни. Могила Р. Рафаэля находится в Тараще, которое расположено приблизительно в 225 км. от Бершади, поэтому вероятнее всего то, что он умер в близи Таращи, а не в Бершади. Намогильный камень был защищён и скрыт упавшим деревом, здесь не было оhеля (а если был, то исчез) до тех пор, пока могила не была восстановлена Рабби Габаем. Журналист Менаше Унгер опубликовал варианты этой истории в еврейской ежедневной газете «Дер Тог» от 2.09.1936 и от 1.19.1939. Его рассказ имеет сходство с первым вариантом Леймана, но добавляет многозначительную деталь относительно внука Р. Рафаэля. Рассказ, опубликованный в 1936 году, сообщает следующее: одного еврея в городе приговорили к смерти за контрабанду. Этот еврей заявил о своей невиновности. Местные власти, уважающие мнение Р. Рэфула и его репутацию правдивого человека, согласились оправдать обвиняемого, если Р. Рэфул заявит о его невиновности. Р. Рэфул чувствовал сердцем, что человек, обвиняемый в преступлении, виновен и не мог заявить о его невиновности. С другой стороны, он не мог произнести слова, которые могли бы стоить обвиняемому жизни. Р. Рэфул созвал своих хасидов (его внук Исрульче был среди них) в синагоге, попрощался с ними, лёг на кровать из соломы и попросил Г-спода, чтобы он дал ему возможность умереть, потом закрыл глаза и умер. В 1939 г. рассказ упоминает Р. Моше из Саврани и ссылается на легенду о дереве. Потомки внука Р. Рафаэля, Исрульче, подтверждают, что он присутствовал во время прощания с Ребе.
|