Пользователь
Поиск
|
Легенды о смерти рабби Рафаэля
В версии изложенной Р. Гедалъей Рабиновичем, третий цадик, Р. Исроэл из Ружина (1797-1850), был также призван свидетельствовать перед судом. Но дилемма перед Р. Рафаэлем была та же: спасать жизнь еврея или твёрдо придерживаться принципа правды, что он делал на протяжении всей своей жизни. Р. Рафаэль уехал из Бершади в Таращу, где он плакал всю ночь, упрашивая А-Шема забрать его жизнь. После того, как он умер, обнаружилась, что некто, нееврей, был признан виновным в преступлении. Вариант следующей истории был рассказан Хаимом Блохом: «Р. Рафаэль был приглашён в дом дворянина, чтобы рассказать, что он знает об одном еврее. Если бы он сказал хоть одно слово лжи, то принёс бы этому еврею счастье до конца его жизни, а сказав правду, довёл бы его до могилы. Рабби чувствовал, что в данных обстоятельствах он не может свидетельствовать, не нанеся ущерб этому человеку. Поэтому, со слезами на глазах, он попросил Б-га забрать его жизнь. Таким образом, он нашёл выход оградить себя от возможности сбиться с пути правды». Корреспондент замечает, что есть другая версия, в которой обвиняемый человек признаётся в преступлении, чтобы спасти Рабби от лжесвидетельствования. Следующий вариант истории рассказывает: Рабби Рафаэль был затребован свидетельствовать со стороны внуков своего учителя, Р. Пинхаса из Корца. Внуки были обвинены в издании еврейских книг без разрешения. В этой версии власти согласились, что если три выдающихся еврейских лидера засвидетельствуют об их невиновности, издатели будут освобождены. Реб Рафаэль дер Эмессер (правдивый) столкнулся с дилеммой: хотя он понимал, что издателей обвинили в сфабрикованных преступлениях, он не мог что-либо свидетельствовать о том, чего не знал с абсолютной уверенностью. Он молился об отзыве благословения на его долгую жизнь, чтобы лишить себя возможности быть обязанным свидетельствовать о том, чего не видел своими глазами. На следующий день, перед тем как стало известно, что один из главных свидетелей умер, власти в ускоренном порядке приговорили обвиняемых к порке и заключению в тюрьме. Все предыдущие версии подробно останавливаются, главным образом, на дилемме Ребе и не описывают преступление в деталях. В статье Шнейера З. Леймана в издании «Традиции. Журнал еврейской ортодоксальной мысли» представлены несколько иные версии этой истории. Большинство из них описывают обстоятельства в подробных деталях. Но итог обычно тот же. Первый вариант Леймана базируется на автобиографической работе «Зихронот ми Йемей Неурай» Авраама Баера Готлобера (1810-1899). В его истории один еврей из Бершадской округи помогал польскому дворянину в контрабанде товаров через польскую границу. Когда шляхтич был, в конце концов, пойман, он, в свою очередь, обвинил еврея в том, что это ему принадлежат контрабандные товары. Но еврей отрицал свою ответственность. Два Ребе были вынуждены присягать в правдивости его суждений. Второй вариант Леймана из рассказа, опубликованного Беньямином Минцом в 1930 г., касается убийства осведомителя-еврея и мести его жены. Хотя события имели место в близи Бершади, в этой версии Р. Рафаель отправился умирать в Таращу. Третий вариант Леймана был написан Р. Йекутиэлэм Комельхаром в 1933 г. В этой версии жена и дети обвиняемого просят Р. Рафаэля помочь им, но он отказывается лжесвидетельствовать. На протяжении ночи, предшедствующей процедуре присяги, еврей признаётся, спасая двух Рабби от лжесвидетельствования. Но было слишком поздно. Рабби Рафаэль был мёртв. В противоположность всем вышеизложенным версиям четвёртый вариант Леймана, опубликованный Якобом Ровеном в 1935 г. в книге об истории Таращи, совершенно другой. Речь идёт не о еврейском преступнике, и не о лжесвидетельствовании: Рабби Рафаэль прибыл в Таращу в четверг и посетил кладбище, где, годами ранее, Реб Мотеле из Чернобыля посадил дерево. Он отказался от приглашения общины остаться в Тараще на Шабес, обещая вернутся в другой раз. Продолжая своё путешествие, Ребе начинает раскаиваться в своём решении. Как он может быть уверен, что будет в состоянии выполнить своё обещание? Он приказывает кучеру повернуть подводу обратно и возвращается в Таращу. Рабби Рафаэль проводит там Шабес, но заболевает. Он—последняя жертва эпидемии. Рабби Рафаэль умер в Шабес и похоронен под деревом, посаженым Рабби Мотеле, сейчас известное как Дерево Ребе. Община построила оhель над его могилой. |