Пользователь
Поиск
|
Еврейская Бершадь
Современность и памятники После освобождения в местечке оставалось около 2 000 евреев. Тела расстрелянных в 1944 г. были перезахоронены на еврейском кладбище (илл. 86). В первые дни после освобождения евреи собрали большое число подписей под обращением к местным властям с просьбой о присвоении одной из улиц города имени Э. Марчака, однако эта просьба бывших узников гетто не нашла отклика у городской администрации. Религиозная община в Бершади была зарегистрирована 25 июня 1946 г. Согласно официальным данным она образовалась во время оккупации и объединила 300 верующих. Община собиралась в национализированном здании синагоги на Народной улице, д. 32. Раввином общины стал Я. Н. Липман (родился в 1879 г., закончил иешиву, в 1896—1929гг. был «учителем еврейского языка»). В 1951 г. уполномоченный Комитета по делам религиозных культов по Винницкой области докладывал: «Случаи нарушения трудовой дисциплины со стороны верующих евреев имелись. Верующие евреи, работающие в промартелях м. Бершадь, были отпущены администрацией предприятий в первый день <праздника Песах. — Ред.> до 15 — 20 человек, и в последний день еврейской пасхи молились до 150 человек с 8 до 12 часов дня, а затем, по заявлению верующих, отрабатывали эти часы». В 1950х гг. бершадская община получала этроги на праздник Суккот из Львова. В течение многих десятилетий вплоть до середины 1990х гг. синагога в Бершади оставалась одной из пяти разрешённых властями синагог в Винницкой области. В праздники сюда приезжали религиозные евреи из многих бывших местечек Подолии. Здание Большой синагоги (илл. 78) было снесено в послевоенные годы. Изза того что евреев в Бершади оставалось совсем немного, с конца 1980х гг. миньян в синагоге собирался лишь по субботам. В 1988 г. здесь было зарегистрировано Общество еврейской культуры, в 1998 г. его председателем был Ефим Выгоднер. Первый председатель Общества Леонид Сапожников с 1991 г. издает в Бершади еврейскую газету «Шабат» на русском и украинском языках. Традиционные праздники бершадские евреи отмечали в синагоге на Пролетарской улице, д. 9 (илл. 80, 81), которую когдато называли «А шилехл» — «маленькая синагога» . * * * В Бершади сохранились основная схема первоначальной городской планировки и большая часть застройки центральных кварталов. Почти все эти дома, построенные в конце XIX столетия, принадлежали евреям — торговцам и ремесленникам. Продольной осью центральных кварталов Бершади была и остаётся улица, называвшаяся «Широкая»; это бульвар, вполне соответствующий своему старому имени. Улица поднимается по пологому холму от торговой площади, расположенной недалеко от моста, и делит Бершадь на две части: между ней и руслом реки Дохны расположены самые старые кварталы Бершади — Долина, по другую её сторону — небольшие прямоугольные кварталы Ерусалимки, образованные улицами, параллельными главной, и узкими поперечными переулками. В одном из небольших домов на узкой извилистой улочке Долины сохранились съёмные потолочные щиты в остеклённой галерее, предназначенной для праздника Суккот подобная галерея описана в приведённых выше воспоминаниях С. Шульман). Щиты, расположенные под средней частью двускатной крыши галереи, набраны из жердей круглого сечения, уложенных на горизонтальные брусья. Декоративное оформление щитов, имитирующее покрытие из камыша (илл. 89), должно было в течение всего года напоминать об особой функции этой галереи. Деревянновалькованные одноэтажные или полутораэтажные (на каменном цокольном этаже) дома еврейских кварталов большей частью находятся в аварийном состоянии. Утратив многие архитектурные детали, — резные ограждения лестниц и галерей, черепичное покрытие крыш — дома сохранили свою внутреннюю структуру. В Бершади сохранилось много зданий, соединяющих под одной крышей два отдельных дома с одинаковым набором помещений (илл. 91, 77): комнаты, кухня и кладовые скомпонованы в две анфилады по обеим сторонам центральной оси постройки. Такое здание, получившееся в результате многочисленных преобразований, иногда занимало целый квартал, узкие переулки между домами превращались в его коридоры и кладовые. Эти помещения торговцы нередко использовали как тайники«секреты» для контрабандных товаров, а в случае опасности могли служить убежищем для всей семьи. «Секрет» устраивали также в подвале, туда можно было попасть через люк, скрытый предметами обстановки. Подвалы домов Ерусалимки были часто связаны между собою тоннелями, проходившими под улицей. Часть такого тоннеля была обнаружена и обследована главным архитектором Бершади в конце 1980х годов. В начале XX в. некоторые дома бывшей Центральной улицы (современное название «Первомайская») приобрели фасады, выложенные кирпичом и украшенные высокими аттиками с угловыми башенками (илл. 82). В это время на Центральной улице и на торговой площади было построено несколько кирпичных двухэтажных зданий (илл. 79), а также возникли новые кварталы с одноэтажной кирпичной застройкой в северных предместьях Бершади. Здание старой синагоги «Ди Гойхе шул» (илл. 78), тем не менее, продолжало оставаться самой солидной постройкой местечка. Оно стояло на небольшой площади среди кварталов Долины, недалеко от моста через реку Дохну, к нему был пристроен «брацлавский» клойз (в настоящее время на этом месте расположен павильон рынка). Здание синагоги «Дер бобес клойз» находилось на северной окраине Долины; оно стояло до начала 1990х гг., а к 1996 г. сохранились только его массивный цоколь и контрфорсы. В одном из кварталов Ерусалимки (между Пролетарской и Народной улицами), не выделяясь среди подобных ему деревянновалькованных одноэтажных домов, повидимому, в середине XIX века была построена синагога, в которой поныне молятся и отмечают праздники берщадские евреи. Синагогальное здание (илл. 80) имеет типичный для того времени план — к объёму молельного зала с запада примыкает вестибюль и расположенное над ним помещение для женщин. Изначально пол молельного зала этой синагоги был ниже уровня земли, находясь примерно на одном уровне с полом вестибюля. В настоящее время он поднят на уровень каменного цоколя, приблизительно на 1,5 м. По этой причине вход в молельный зал из вестибюля,был заменён входом со стороны южного фасада, устроенном на месте одного из оконных проёмов. Квадратный молельный'зал (илл. 81) ранее был освещен двенадцатью окнами, по четыре на каждой внешней стене. Четыре деревянные колонны (стол'бы круглого сечения), стоящие по углам бимы, не несут никакой нагрузки, выполняя чисто знаковую функцию. Ряды таких же колонн вдоль южной и северной стен (по четыре с каждой стороны) делят пространство зала на три нефа. Среди простых, грубо сколоченных скамей молельного зала выделяются несколько старинных, украшенных резьбой (илл. 76). На углу улицы Пятидесятилетия ВЛКСМ и площади Ленина сохранилось здание бывшей еврейской семилетней школы. Старое еврейское кладбище находилось когдато на Сушарке, в районе улицы Титова. Новое действующее кладбище расположено в юговосточной части города, за рекой, в конце улицы Щорса, на границе с селом Флорино. Здесь можно найти несколько братских могил евреев из Бессарабии, Буковины и Одесской области, умерших в 1941 —1943 гг. от тифа. Самые ранние частные надгробия датируются 1945 г. и расположены на восточной окраине кладбища. В Одесском областном архиве хранятся списки евреев, проживавших в гетто во время оккупации Бершади. |