Пользователь
Поиск
|
Еврейская Бершадь
В 1871 г. в Бершади согласно сообщению подольского губернатора был 901 дом, к торговому сословию принадлежали 2434 человека, к сельскому — 2452 человека. «Мещанеевреи занимаются при участии наёмных рабочих шитьём сапогов, шапок и картузов... Сапоги делаются по заказам в местных лавочках, из которых распродаются крестьянам соседних селений. Материал для сапогов получается из Бердичева, Киева и Одессы. Материал для шапок и картузов, которые делаются для продажи, закупается большей частью в Одессе». Погромные антиеврейские настроения 1881 — 1882 гг. нашли отклик и у жителей бершадской округи. 4 апреля 1882 г. крестьяне числом около трёх тысяч человек, попытались напасть на евреев, но были остановлены своевременно прибывшими казаками. Издававшийся на иврите еженедельник «Гамелиц» опубликовал благодарность бершадских евреев местному купцу МошеВольфу Беленькому за оперативное обращение к властям, а русскоязычный еженедельник «Русский еврей» сообщил, что «здешние евреи выразили свою признательность местной администрации в лице пристава и уряд инка за вполне разумные меры по предупреждению беспорядков». Впрочем, это покушение на безопасность евреев не было последним. 31 августа 1882 г. «...несколько крестьян подошли к одному из стоявших на рынке овощников и сделали маленькую покупку. Вместо уплаты денег они стали наносить еврею удары, часть которых перепала также на долю евреев, намеревавшихся защитить овощника. Не был пощажён и полицейский урядник. Драка с минуты на минуту увеличивалась, принимая грозные размеры. К счастью, явился пристав и распорядился об аресте главных буянов». 8 августа 1883 г. в Бершади вспыхнул пожар, «жертвой которого стало почти всё местечко». Корреспондент из Бершади призывал помочь погорельцам, «оставшимся без всяких средств к пропитанию, без одежды и обуви». Этот большой пожар стал для бершадских евреев своеобразной исторической вехой. «Временные правила», принятые российским правительством 3 мая 1882 г. и существенно ограничившие права евреев, неблагоприятно отразились на положении бершадской общины. «Правила» запрещали евреям «вновь селиться» в сельской местности и приобретать там недвижимость, а также предоставляли крестьянским сходам право выселять любого еврея из деревни. В 1884 г. к числу бершадских евреевбедняков прибавилось ещё несколько десятков человек, изгнанных из окрестных сёл. Они «имели дерзость» арендовать для жительства дома, что было истолковано властями как «поселение вновь». В 1889 г. в Бершадь были вынуждены переселиться евреи из близлежащего села Устье. В течение многих лет они жили на доходы от извоза, доставляя сырьё на местный сахароварный завод. Крестьяне решили избавиться от конкурентов и отказали им в сдаче жилья внаём, что было равносильно выселению. Ценные сведения о социальном и экономическом положении евреев Бершади во второй половине 1880х гг. содержатся в корреспонденции М.И. Бердичевского в газете «Хацфира». Автор сообщал, что производством талитов и цицит в Бершади занималось около 200 мастеров и их помощников. Одним из основных занятий населения была лавочная торговля (число лавок доходило до 500) и торговля спиртными напитками (80 торговцев водкой и 20 торговцев вином). По сведениям автора, в местечке было 10 ростовщиков, 30 мясников, 20 торговцев рыбой и 20 — птицей. Разнообразные отрасли торговли были представлены довольно крупными группами предпринимателей: 30 евреев торговали лесом, 40 — кожей, 20 — щетиной, 100 — мукой, 25— солью и 15 — смолой. Среди евреевремесленников было 50 портных, 20 швей, 25 сапожников, 5 жестянщиков, 10 часовщиков, 30 столяров, 20 шляпников, 6 дубильщиков кож. В мелких производствах было занято 5 изготовителей свечей, 5 — масла, 10 — дрожжей, 10 — мыла и 15 — водки. Кроме того, в Бершади было 10 извозчиков, 15 носильщиков, 15 водовозов, 25 человек прислуги, 15 маклеров. Среди представителей свободных профессий — 4 адвоката, 5 врачей и 6 учителей. Община содержала двух раввинов, четырёх шойхетов, 21го хазана, 10 синагогальных служек, 25 меламедов и троих переписчиков свитков Торы. По оценке Бердичевского, остальные евреи не имели постоянного дохода, а около 300 человек были настолько бедны, что вынуждены жить на средства от благотворительности. В 1889 г. в Бершади проживало 7159 евреев. Вторая половина 1890х гг. ознаменовалась в ЮгоЗападном крае упадком промышленности и торговли, Бершадь не стала исключением. «Материальное благосостояние бершадских евреев очень незавидно. Промышленность сократилась до минимума, торговля плоха, а торговцев слишком много для того, чтобы каждый из них имел средства к жизни; хлебный рынок в местечке в базарные дни переполнен изнурёнными еврейскими фигурами, до хрипоты торгующимися. В сравнительно лучшем положении находятся „признанные" бедняки, занимающиеся подённой работой на сахароварном, винокуренном, кирпичном, черепичном и кожевенном заводах. По крайней мере, хлеб обеспечен. К сожалению, работа и тут достаётся с трудом, а большинство не имеет к чему руки приложить. Крайне плохо и ремесленникам Бершади, работы мало, предложение превышает спрос. Все эти условия породили снова стремление „за океан". Эмиграционная лихорадка закипела с новой силой, и десятки семейств бросают родное место ради неизвестного чужого. Уезжают ремесленники, народ здоровый, рабочий, производительный, несмотря на то, что получаемые „оттуда" письма далеко не утешительные. Прокладка в 1870 г. первых линий ЮгоЗападной железной дороги (ближайшая станция Крыжополь, в 50 км от Бершади) несколько активизировала деятельность наиболее крупных бершадских купцов. Однако кардинальные перемены в жизни местных евреев произошли после постройки в 1896—1897 годах узкоколейной железнодорожной ветки, которая связала Бершадь с железнодорожной линией Одесса—Киев. Бершадская ветка упрочила связи местечка с экономическими центрами, открыла его влиянию извне и способствовала его интенсивному хозяйственному развитию. В начале XX столетия Бершадь стала играть заметную роль в экономике Подольской губернии. В местечке были учреждены отделение Русского торговопромышленного банка частный банк Меира Гальперина, Общество взаимного кредита и кассы взаимопомощи для мелких лавочников и ремесленников. Городскую промышленность в 1900 — 1910х гг. составляли сахароваренный, винокуренный, пивоваренный, ректификационный, чугунолитейный, механический заводы и паровую мельницу.(Больницей при сахароваренном заводском комплексе заведовал доктор ИехудаЛейб Вайнштейн, популярный в 1905— 1907 гг. общественный деятель.) В Бершади, кроме того, была также типография, несколько лесных и хлеботорговых складов, множество бакалейных, мануфактурных, галантерейных и прочих лавок. На площади«торговице» еженедельно проводились ярмарки и базары. Погромная волна 1905 г. докатилась до Бершади зимой. В пятницу перед праздником Рождества спор, разгоревшийся между крестьянином и евреемпродавцом меховых шапок, перерос в погром — крестьяне начали громить и жечь еврейские лавки. Стихийно организовалась еврейская самооборона: мясники, извозчию; и носильщики дали отпор погромщикам и изгнали их из местечка. В результате этих событий один еврей был тяжело ранен, один крестьянин убит, уничтожено несколько десятков лавок и разграблено около 20 домов. а рубеже веков в Бершади была создана сионистская организация, вдохновителем которой был Нахум Гринберг — владелец мануфактурной лавки, один из первых маскилов Бершади и друг М.И. Бердичевского. Сионисты собирались в своей синагоге, устроенной в частном доме. В начале XX в. по инициативе образованной молодёжи, в том числе и учителей сионистской ориентации, в местечке открылась школа, сионистская общественная библиотека (получившая официальное признание только в 1913 г.), а также школа для девочек. В 1910 г. на средства из коробочного сбора было построено здание талмудторы, где бесплатно обучались дети бедных родителей. Должность казённого раввина в 1904 г. занимал Генрих Мильман, для решения ритуальных вопросов община содержала двух даянов. После смерти даяна р. Рафаэля его место занял р.Шмерл из Дзыговки, к нему обращались в основном бедные евреи. Более зажиточные члены общины сумели повлиять на выбор второго даяна; на это место был приглашён р. Нахум Фридгенд, уроженец Бершади. Община выплачивала даянам небольшое вознаграждение, они также получали доход от монопольной продажи дрожжей и аренды коробочного сбора. После смерти р.Шмерла в 1912 г. его должность перешла к его сыну р. Давиду. Против него выступили «сквирские» хасиды; в результате затянувшегося спора вторым даяном был назначен р. Меир, зять раввина из Гайсина. Во время Первой мировой войны в общине появился третий даян — р. Иосиф Альбертон, уроженец Бершади и бывший купец. После установления советской власти р. Иосиф перебрался в Ободовку, а р. Давид, по слухам, стал могильщиком. * * * |