Мое местечко - Бершадь  ברשאד העיר של  Bershad - my stetl
мое местечко Бершадь ברשאד העיר שלי Bershad - my shtetl מײן שטעטל בערשאד

 
 
Поиск
RSS / MAP / W3C
RSS - международный формат, специально созданный для трансляции данных с одного сайта на другой.
Google SiteMap
Valid XHTML 1.0 Transitional
БЕРШАДЬ: МЕСТЕЧКО И ЛЮДИ

БЕРШАДЬ: МЕСТЕЧКО И ЛЮДИ
Александр Вишневецкий
Статья напечатана1 мая 2008 года в газете "Новости недели" приложении "Время НН"

   История любого еврейского местечка является свидетельством того, сколь велики были духовные ценности, на основе которых осуществлялось в нем нравственное воспитание людей
   О сравнительно небольшом еврейс­ком местечке Бершади написано немало. В одной публикации не­возможно подробно рассказать о са­мом штетле и его истории, но попыта­юсь на примере Бершади показать, ка­кую роль играли местечки в формиро­вании известных личностей. Приведен­ными здесь примерами не исчерпыва­ется история Бершади, я мог бы назвать еще значительное количество людей, которые своими делами заслужили бла­годарную память современников и сле­дующих поколений. Показательно то, что многие из них формировались как личности под сильным влиянием хаси­дизма. Для нас, воспитанных в советс­кое время в духе атеизма, эта факты могут служить наглядным доказатель­ством того, сколь эффективными были еврейские традиционные методы вос­питания.



  Но сначала - краткая историческая  справка. Бершадь, город с 1966 года,   районный центр в Винницкой области  Украины известен как поселение с  1459 года. В июне 1648 года в ходе  восстания казаков под руководством   Хмельницкого один из его кровожадных  последователей Максим Кривонос и  его бандиты захватили Бершадь, убив   всех  евреев и католиков. В 1765-м в  Бершади проживали 438 евреев, в  1818 году еврейское население местеч­ка достигло уже 3370 человек.

  В начале XIX столетия Бершадь стала одним из центров хасидизма. Здесь жил известный хасидский раввин Рафаэль, ученик и последователь рабби Пинхаса из Корца. В 1900 году еврейское насе­ление местечка составляло 4500 из об­щей численности населения в 7000 че­ловек, при этом число еврейских ремес­ленников доходило до 500. К этому вре­мени в Бершади была одна синагога и шесть молитвенных домов. Местечко было известно в середине XIX века сво­ими еврейскими ткачами. Но к концу столетия спрос на их продукцию снизил­ся, в результате чего многие из ткачей эмигрировали в Америку.

  Бершадь расположена среди ев­рейских местечек Подолья, с которыми в былые времена ее связывали плохие грунтовые дороги, труднопроходимые из-за грязи весной и осенью, очень пыльные летом, и заваленные зимой снегом. Тем не менее, связь между штетлами поддерживалась постоянно, и это­му не могли помешать ни плохие доро­ги, ни убогое материальное положение. Люди ехали в Бершадь к своим родственникам, познакомиться и сос­ватать невесту или жениха, по случаю рождения ребенка, на свадьбы или - не дай Б-г, - в связи с болезнью или кончи­ной кого-то из близких.

  Бершадь пользовалась большим уважением среди близлежащих месте­чек, и это нашло отражение даже в прозвище, которое традиционно дава­лось каждому еврейскому местечку и его людям. Хотя обычно эти прозвища давались ради шутки, порой они вызы­вали обиду и споры. Евреев моего род­ного местечка Чечельник, расположен­ного в 25 километрах от Бершади, на­зывали "чечельницкие дураки". В ходу были прозвища - "тростянецкие козлы", "ободовские кожухи", "ворховские ко­зы" и т.д. Но жителей Бершади характе­ризовали почетным именем "бершадские талитники" - в знак уважения к той духовной идеологии, которая была свя­зана с уважаемым в народе хасидским  раввином Рафаэлем (Рефулом) Бершадским. Его имя было на слуху у жителей не только окрестных местечек, но и всей Украины, слава о нем в хасидских кругах была ничуть не меньше, чем у Нахмана Брацлавского. Влияние этого выдающегося хасида так сильно сказа­лось на репутации бершадцев, что же­нихам и невестам местечка отдавалось предпочтение, их очень охотно прини­мали в любой еврейской семье. Это по­читание Бершади и ее жителей исходи­ло от концепций раввина Рафаэля, бе­режно сохраняемых в сознании бер­шадцев в течение последующих поколе­ний.

  Бершадцы отличались тем, что вели себя очень скромно, они не выпячивали свою родословную, даже если были из знатной семьи. Самого ребе Рафаэля отличала необыкновенная скромность, и в этом смысле он был достойным пос­ледователем Баал Шем-Това и его уче­ника Пинхаса Керцера, у которого Ра­фаэль учился. Пинхас Керцер умер в 1831 году в местечке Шепетовка Волы­нской губернии.

  Еще одним качеством Рафаэля было то, что он никогда не лгал. Вслед за сво­им учителем он повторял: лучше погиб­нуть, чем сказать ложь. Его исключи­тельная правдивость и привела его к ги­бели. Есть свидетельства того, как это случилось. Речь шла о даче клятвы пе­ред судом об одном еврее, подозревав­шемся в контрабандной торговле - нуж­но было свидетельствовать, что он к этому не причастен. Но такую клятву Ра­фаэль дать не мог, поскольку не был уверен, что этот еврей не виноват. Он рыдал, понимая, что надо спасти еврея, но опасался своей возможной лжи. Ра­фаэль уже был стар и болен, сказались годы, проведенные им в бедности. Его больное сердце не выдержало это ис­пытания, и он умер. Даже противники хасидов - митнагдим, как и отошедшие от веры евреи, - признавали в нем великого праведни­ка. Его скромность, доброта, правди­вость проявлялись во всем, что он де­лал. Ему не хватало глубины восприя­тия, присущей Нахману Браславскому, темперамента Ицхака Бердичевского. Он не внес ничего нового в тот хасидизм, который пости­гал у своего учителя реба Пинхаса. Объяснить это мож­но только его скромностью и верностью тем идеям, основу которых заложил Баал Шем-Тов. Тем не менее, вокруг Ра­фаэля Бершадского всегда были верные последователи - "бершадские хасиды". После смерти цадика они не избра­ли для себя другого раввина. Как бершадские хасиды, так и последователи Рафаэля в Ободовке, Тростянце, Вархивке и других местечках Украи­ны с гордостью называли се­бя "бершадские хасиды". И те моральные принципы, кото­рые проповедовал бершадский праведник, передава­лись в этих местечках от от­цов к сыновьям.

  Боясь обмануть кого-либо, бершадцы всегда говорили "мне кажется" или "мне дума­ется, что это так" вместо "это, конечно, так". Ребе ездил по другим местечкам, но деньги брал только на оплату проезда, а если у него появлялись какие-то лишние сум­мы, то он их раздавал беднякам. В тече­ние поколений в Бершади ощущалось влияние раввина Рафаэля, который жил и умер как святой.

  Его влияние сказалось и на Михе-Иосифе Бердичевском (1865-1921), ро­дившемся в семье бершадского равви­на Моше Ааарона, ученика и последова­теля Рафаэля. Моше почитал Рафаэля как святого и в этом духе воспитывал сына. Вобрав в себя черты бершадско­го хасида, Миха отличался огненным темпераментом, не признающим отды­ха. После окончания ешивы он уехал учиться в Германию и Швейцарию, изу­чал еврейскую философию и иудаизм, окончил университет, получил звание доктора философии. В этот период он был приверженцем философии Ницше с его почитанием культа силы. Но позд­нее Миха Иосиф отвернулся от филосо­фии Ницше и приблизился к ценностям еврейской жизни, к идишкайту. Бердичевский в своих произведениях высоко чтил героев еврейской истории, тех, кто во всех поколениях вел борьбу за сво­боду и справедливость еврейского на­рода.

  Он с большим уважением относился к движению Баал Шем - Това, видя в нем высокую мораль, целостность и выдер­жанность. В нем чувствовался дух бершадских хасидов, перенятый от отца. Миха Иосиф писал романы и рассказы, собирал и печатал еврейские народные легенды, публиковал критические и публицистические статьи на трех язы­ках - иврите, идише и немецком. Умер Бердичевский в 1921 году в возрасте 56 лет, его литературное наследие сос­тавило 25 томов на иврите и несколько книг на идиш. Он оказал значительное влияние на своих современников в кон­це XIX - начале XX столетия. Его смерть была вызвана трагической гибелью отца и брата во время страшного погрома в местечке Дубово Киевской губернии от рук банды украинского атамана Козакова. Отцу в момент гибели было 88 лет. Жизнь самого Михи Бердичевского оборвалась в момент, когда его твор­ческие силы достигли расцвета.

  Одном из почитаемых уроженцев Бершади является герой еврейской самообороны в этом местечке в годы гражданской войны Моше (Моисей) Добровенский. Отряд под его командо­ванием действовал в Бершади с конца 1917 года по март 1919 года, он сумел предотвратить ряд погромов. Доброве­нский был выходцем из хасидской семьи, где сохранялись идеи раввина Рафаэля. Моше был физически очень крепким молодым человеком, из тех. кто ради своего народа готов был сра­жаться до последней капли крови. Му­жества и храбрости ему было не зани­мать. Гражданская война спровоциро­вала бегство многих еврейских семей, опасавшихся погромов, из соседних бо­лее мелких местечек в Бершадь, где собралось около 20 тысяч человек.

Страниц: 1 2 > >>
Опубликовано: 29.08.10 | Просмотров: 4175 | [ + ]   [ - ]   |
 
 
© 2017 All right reserved www.jew.bershad.org.ua