Мое местечко - Бершадь  ברשאד העיר של  Bershad - my stetl
мое местечко Бершадь ברשאד העיר שלי Bershad - my shtetl מײן שטעטל בערשאד

 
 
Поиск
RSS / MAP / W3C
RSS - международный формат, специально созданный для трансляции данных с одного сайта на другой.
Google SiteMap
Valid XHTML 1.0 Transitional
Еврейская Бершадь

В 1920 г. сионисты организовали «кооператив» для обеспечения алии в Эрец Исраэль. Его члены (в нём состояло около 300 жителей Бершади и соседних местечек) добирались до Палестины, нелегально переходя границу с Румынией. Среди них были Яков Мидраши (Школьник) — впоследствии автор книги о самообороне и романа об Йосефе Ароновиче, Яков Резник — будущий редактор израильской юмористической газеты «Сикот» («Булавки»), Гирш Горовиц и Авраам Барац — впоследствии актеры театра «Габима».
С установлением советской власти в Бершади прошли обычные для того времени конфискации и национализация крупного частного имущества и недвижимости, что резко изменило социальную структуру местечка. В 1924 г. при общей численности населения 9371 человек в Бершади проживало 6979 евреев, 730 поляков, 5 немцев и 1657 украинцев, последние населяли преимущественно предместья. Среди взрослого еврейского населения было зафиксировано 2066 рабочих и 514 служащих. Кустариевреи заняли особое место в хозяйстве местечка, в особенности в товарообмене с селом; из 900 кустарейевреев 300 были объединены в кооперативы.
По сообщению корреспондента газеты «Дер Эмес», в 1925 г. в Бершади с еврейским населением около 8000 человек было организовано 16 профессиональных объединений, в которые вошли 612 человек. Еврейские рабочие составили абсолютное большинство в профсоюзах портных, кожевенников, типографских работников, строителей. Корреспондент отметил слабость местной евсекции, проявлявшуюся в том, что «вся культурная и политическая работа в профсоюзах ведётся порусски».
Для детейсирот был создан еврейский детский дом. «Положение детдома в Бершади самое тяжёлое. Дети голодают. Больше двух месяцев . не пили чай. Персонал ниже всякой критики. Дом юношества для евреев представляет собой ночлежку для детей улицы. В еврейской средней школе (основана в 1923 г.) в 1925/26 учебном году числилось 386 учеников, 165 детей воспитывалось в детском доме. В местечке было три пионерских отряда, объединявших 210 детей. Воспитательная работа с детьми проводилась на идише. Наряду с этими успехами советской власти корреспондент отметил и активизацию «реакционной» сионистской и религиозной детельности, наличие в местечке хедеров: «раввины и меламеды организовали собственные детские отряды и водят их дважды в день на молитву в синагогу».
Новая власть преследовала бывших членов общинного руководства, председатель общины Нахман Губерман был вынужден бежать в Румынию. В ходе «борьбы с религиозными пережитками» власти закрыли Большую синагогу, отдав её здание под клуб евсекции. Над рабочим, посетившим синагогу в Судный день, был устроен «политсуд»; на этом «мероприятии» присутствовало 700 человек.
В целях антирелигиозной пропаганды деятели местной евсекции устраивали показательные диспуты. На один их таких диспутов пришёл незадолго до того поселившийся в Бершади шойхет Эли Марчак (1899, Лодзь 1944, Бершадь), приверженец «брацлавского» хасидизма. Марчак получил в Польше хорошее образование, владел многими профессиями. Привязанность к давно умершему цаддику и невозможность посещать его могилу после установления границы с «панской» Польшей вынудили его поселиться на Украине, поближе к Умани: ежегодно в праздник Рош Гашана Эли Марчак посещал там могилу р. Нахмана. Оказавшись участником антирелигиозного диспута, Марчак своим выступлением совершенно обескуражил малограмотных пропагандистов. По словам сына шойхета, «в местечке ещё долго рассказывали об эрудиции и остроумии отца, о его глубоком знании предмета спора и о сокрушении организаторов диспута».
Элишойхет, пользовавшийся всеобщим уважением, организовал в Бершади общество «брацлавских» хасидов. «Брацлавская» община собиралась в своём клойзе рядом с Большой синагогой и содержала собственную микву. Нередко «брацлавский» клойз заполнялся множеством местных евреев, специально пришедших послушать проповедь Элишойхета. В памяти его сына сохранились имена нескольких «брацлавских» хасидов, живших в Бершади в 1930х годах: кузнецы Иосл и Гершон, столяр Исраэль Семидуберский, печатник Хаим Гербер, кожушник Пиня Шор, жестянщик Авраам Сигал, «пустильник» (дубильщик) Бузи Войскобойник, портной Авраам Гимельштейн, почтальон (после войны — шойхет) Шломо Гутенмахер, заведующий магазином Володя Долгонос. Это было одно из самых уважаемых в Бершади религиозных обществ.
Большим авторитетом в общине пользовался также шойхет Гедалья Шульман (илл. 83) (1896, Одесса — 1944, Бершадь), исполнявший кроме того обязанности моэля и хазана. Женившись на Гитл, дочери местного шойхета Герца, он остался в Бершади и занял в общине место и «бейт шхиту» тестя, погибшего в один из погромов 1919 г.
По воспоминаниям дочери р. Гедальи, семья шойхета жила в отдельном доме рядом с Большой синагогой, впоследствии половину дома они продали. В дом вела двойная дверь — деревянная (внешняя) и стеклянная (внутренняя). При входе в дом была галерея; раз в год она использовалась в качестве сукки — в крыше был устроен специальный люк (илл. 89), еду в сукку подавали через окно. В доме были прихожая, гостиная, спальня, коридор, кухня, кабинете книгами — библиотека Герцашойхета. Книги заполняли всю стену кабинета, было такое ощущение, что потолок держится на книгах. Остальные стены этой комнаты были выбелены и не имели окон. В доме был чердак, где хранили шелуху от семечек для растопки печи. Печь топили раз в неделю в пятницу и выпекали хлеб на всю неделю; для выпечки использовали шесть форм, чтобы хлебов хватило на каждый день. На субботу выпекали халу и жарили «лоткес» — оладьи из дроблёной гречневой крупы. В семье обычно ели рыбу, овощи, фрукты, реже — мясо; в Песах делали «лоткес» из размолотой мацы и «кейзл» — запеканку из мацы с яйцами. В подполе дома держали соленья: помидоры, огурцы и арбузы, но был ещё и погреб размером во всю площадь дома. Во время Второй мировой войны там оборудовали тайник, так называемый «секрет», где пряталась вся семья.
Обязанности бершадского раввина в 1930х гг. исполнял р. Гедалья Трубман (18841944, Бершадь)', шойхетами были Эли Марчак, Гедалья Шульман, Исраэль Семидуберский, Ашер Бухман, Моше Талис; их услугами пользовались и евреи окрестных местечек. К концу 1930х годов власти закрыли большинство синагог. Религиозные лидеры и отдельные смельчаки, устраивавшие миньяны у себя дома, подвергались арестам и репрессиям. Несмотря на преследования, многие семьи пытались дать своим детям традиционное образование, приглашая домой меламедов.

численность еврейского населения
В 1765 г. в Бершади проживало
438 евреев (общая численность
общины — 743 человека,
включая евреев из соседних сёл),
в 1776 г. 267(516), в 1784 г.
490 (815), в 1787 г. 650 (974),
1790 г. 202 еврея.
В 1847 г. 3370 евреев,
в 1897 г. 6 603(85%
населения),
в 1910 г. 7 400 (61%).
В 1926 г. 7016 евреев (59%
населения),
в 1939г. 4271 (74%).
В 1959 г. — около 2 200 евреев,
в 1993 г. около 400,
в 1998 г. — около 140 евреев.
в 2009 г. 5060 евреев (около 20 с учётом Галахи). [Jew Bershad]

Страниц: << < 3 4 5 6 7 8 9 10 > >>
Опубликовано: 17.08.10 | Просмотров: 34790 | [ + ]   [ - ]   |
 
 
© 2024 All right reserved www.jew.bershad.org.ua