Мое местечко - Бершадь  ברשאד העיר של  Bershad - my stetl
мое местечко Бершадь ברשאד העיר שלי Bershad - my shtetl מײן שטעטל בערשאד

 
 
Поиск
RSS / MAP / W3C
RSS - международный формат, специально созданный для трансляции данных с одного сайта на другой.
Google SiteMap
Valid XHTML 1.0 Transitional
Еврейская Бершадь

После Второго раздела Польши в 1793 г. Бершадь стала центром одноимённого округа Брацлавского наместничества, с 1797 г. , после образования Подольской губернии — уездным городом, а при административной реорганизации 1804 г. была превращена в местечко Ольгопольского уезда.
Укоренившееся в Бершади под влиянием р. Рафаэля особое отношение к заповеди цицит способствовали развитию здесь в первой половине XIX в. мастерских по изготовлению цицит и талитов. Цициты. делали в кварталах, называвшихся «Долина», на берегу р. Дохна, а талиты — в верхней части местечка, в районе «Ерусалимка». Производство цицит и талитов стало со временем промыслом десятков еврейских семей, бершадские цицит и талиты признавались полностью соответствующими всем религиозным установлениям (кошерными). «Фабрики талесов работали беспрерывно, за верстаками сидели исключительно евреи, и „бершадские талесы" продавались целыми партиями, считаясь в Подолии и за её пределами самыми лучшими». Бершадь стала центром производства талитов на Украине (подобным центром в Белоруссии было Дубровно).
В 1827 г. в Бершади было 9 купцов, а в 1838 г. — 10 купцов третьей гильдии, шесть из них — евреи. В большинстве своём евреи были приписаны к мещанству и заняты мелкой торговлей. Они снабжали сырьём местные суконное и полотняное производства (эти мануфактуры были основаны бершадскими помещиками в начале XIX в.).
( один из первых в Подолии, основан ь 1821 г.)''. Существенную долю eвpeйcкoгo населения составляли ремесленники: в 1852 г. здесь было 163 ремесленникаеврея (ремесленниковхристиан — 12).
О напряжённости отношений между различными социальными слоями еврейской общины свидетельствует взрыв негодования беднейшей части населения, который последовал после оглашения указа 1827 г. о введении рекрутской повинности: «Толпа напала на дома Шмерке Лейбовича Зигермистера и кагального Арье Гершковича, бросала камни и разбила стёкла под предлогом, что они не присутствовали при оглашении указа, и что они устраняются и по другим в общине распоряжениям». Бедняки были уверены, что кагал имеет право заменить сдачу рекрутов от общины выплатой денежной компенсации, но общинные руководители предпочитают на этом экономить и сдавать бедных евреев в солдаты, вдобавок избавляясь от необходимости платить за них налоги. Судебное расследование установило, что в этой толпе евреев, расходившихся по домам со свадьбы, было много детей и пьяных, а главными зачинщиками нападения на кагальную верхушку были Шмуйло Котляр и Гершко, „внук покойного раввина Рафаэля".
В 1853 г. в бершадской общине числился 2941 еврей. Общиной руководил «духовный» раввин Иехиэль Иерусалимский, обязанности так называемого «земского» или «казённого» раввина исполнял Шломо Фабрикант. Община содержала синагогу (илл. 78) и четыре молитвенных дома.
Подавляющее большинство бершадского еврейства составляли хасиды. Первый хасидский цаддик Бершади р. Рафаэль, будучи прежде всего учителем нравственности, а не организатором хасидского движения, не оставил после себя ни «двора», ни преемника. Его последователи так и не организовали свою особую общину и со временем оказались под влиянием других хасидских лидеров. Сохранилось письмо 1837 г. с приглашением руководителей бершадской общины на свадьбу сына р. Исраэля из Ружина, указывает на преобладание в Бершади влияния «ружинского» хасидизма. Ко второй половине XIX в. в Бершади образовались группы последователей и других хасидских направлений — «чернобыльского» («тальненские» и «сквирские» хасиды), а так же брацлавского и савранского (чечельницкие хасиды).
Каждая группа собиралась в своем молельном доме, однако когда какойнибудь цаддик из «великих династий» приезжал в город, с просьбами и пожертвованиями к нему устремлялось большинство хасидов без всякого различия.
В Бершади сложилась довольно развитая система традиционного 'образования детей, отвечавшая потребностям разных групп населения. Согласно официальным «Ведомостям о талмудторах и хадаримах, состоящих по Подольской губернии», в 1845г. в Бершади было зарегистрировано восемь «первоначальных» и одиннадцать «второстепенных» хедеров, в которых занималось, соответственно, ИЗ и 59 детей. В 1853 году официальные данные сообщали о пяти «первоначальных» хедерах, где училось 100 детей, и четырёх «второстепенных» с 43 учениками.
Большинству «первоначальных» хедеров имели два отделения для детей разных возрастов. Число учащихся колебалось от пяти до двадцати пяти, а плата за обучение каждого ученика — от 3,5 до 16 рублей в год. В хедерах первой ступени детям преподавалось «чтение на древнееврейском языке, изучение молитвенника, упражнения в переводе первых двух книг Пятикнижия Моисеева». В хедерах второй ступени учеников в среднем было меньше — от четырёх до семи, плата колебалась от 11 с половиной до 40 рублей в год. В них изучали Пятикнижие в полном объёме, прочие книги Танаха, а также отдельные трактаты Талмуда («Шаббат», «Песахим», «Беца»). Официальные ведомости о хедерах второй ступени свидетельствуют о преподавании в них русского языка (в отличие от большинства местечек края), для чего приглашался учитель со стороны. Ведомости не позволяют достоверно выяснить, действительно ли дети изучали русский язык, или отчётность хедеров фальсифицировалась с тем, чтобы соответствовать требованиям Министерства народного просвещения.

Страниц: << < 1 2 3 4 5 6 7 > >>
Опубликовано: 17.08.10 | Просмотров: 34544 | [ + ]   [ - ]   |
 
 
© 2024 All right reserved www.jew.bershad.org.ua